Пятница, 17.05.2024, 13:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Русский язык и литература

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Преемственность в обучении русскому языку между начальной школой и 5 классом
Задачи: 1. Обосновать необходимость преемственности в преподавании русского языка и литературного чтения (литературе) между начальной и средней школой. 2. Проанализировать современные программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) для 4 – 5 классов с точки зрения соблюдения преемственности в обучении. 3. Определить педагогические условия осуществления преемственности в преподавании русского языка и литературного чтения (4 – 5 классы). Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственность» в учебном пособии для студентов «Методика преподавания русского языка» рассматривается следующим образом: «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала». Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями. Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят: - изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.; - понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения; - согласование программ и учебников смежных классов; - разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой; - пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах; - согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения. Однако, отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере. Всё это говорит об актуальности выбранной темы. 1. Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 11 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, а с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными , что обусловлено: - сменой социальной обстановки; -изменением роли учащегося; - увеличением учебной нагрузки; - изменением режима дня; - разностью систем и форм обучения; - нестыковкой программ начальной и средней школы; -различием требований со стороны учителей-предметников. По мнению педагогов и методистов решение проблемы преемственности успешно при определённых условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города, района. 2. Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово. Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается - запоминание наиболее употребляемых обеспечивается в словарном порядке. Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение). Данной работе придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности. Знания учащихся о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами. На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся (на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения. В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе. Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний. Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»). Однако можно наблюдать некоторую «несогласованность» в учебнике для средней школы. Так, авторы учебника в разделе «Повторение изученного в начальной школе. Текст. Предложение» предлагают учащимся назвать сложное предложение, предполагая, что эти сведения уже известны учащимся (упр. 2). 3. Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся. В современных условиях обострению проблемы преемственности в содержании литературного образования между начальной и средней школой способствует переход начальной школы с предмета «Литературное чтение» на предмет «Литература», когда обучение чтению младших школьников дополняется приобщением их к литературе как к искусству слова. Программа и учебники по литературе привлекают для этой цели высокохудожественные произведения отечественной и зарубежной литературы, знакомят младших школьников с определённым кругом теоретико - литературных понятий. Это даёт позитивный эффект – позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой литературы. В четвёртом классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работать с текстом, больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра) (например, первый раздел «Золото, золото – слово народное» посвящён устному народному творчеству. Школьникам даётся представление о былине, углубляется представление о легенде), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в средней школе) литературное развитие и образование учащихся. Таким образом соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования. Общая логика расположения литературного материала и её соответствие ведущим учебным задачам очевидны: наработка технической базы чтения во втором классе - накопление литературных представлений (идейно – тематических и жанровых ) в третьем классе - литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видожанровых особенностей в четвёртом классе. Свидетельствует о преемственности учебного материала для учащихся начального и среднего звена и то, что курс литературы начинается с изучения произведений устного народного творчества. Отрадно отметить, что сохраняется принцип преемственности в изучении творчества таких традиционных для школьного курса писателей, как А.С.Пушкин, С.Я.Маршак, Х.К.Андерсен. Но и тут мы сталкиваемся с несоответствием программ начальной и средней школы. По литературе требуется, во-первых, достаточная для понимания прочитанного скорость чтения, а во-вторых, большой запас лексики. Сказки, рассказы, стихи в учебниках начальной школы содержат простую лексику. Едва ли не самыми сложными произведениями являются сказка А.С.Пушкина и былины с их устаревшей лексикой. В учебнике для пятого класса большое разнообразие лексики, ребёнок порой не в силах понять прочитанное. Учитель тратит много времени на то, чтобы «перевести» прочитанное. 4. Проанализировав программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) (4 – 5 классы) можно предложить учителям ряд методических рекомендаций по преемственности преподавания Начальная школа - пятый класс 1.Изучение простого предложения. Разбор простого предложения производится без названия второстепенных членов. Учителям нужно иметь в виду, что: 1) разбор простого предложения производится в начальной школе без названия второстепенных членов; 2) расстановка знаков препинания при обращениях проводится в начальной школе на уровне ознакомления. 2. Слово. 1) предлагать учащимся задания по работе с толковым словарём; 2) углублять, обогащать, и увеличивать словарный запас учащихся; 3) сформировать у младших школьников потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида. Общие рекомендации учителям начальных классов 1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком. 2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы. 3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам. 4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля. 5. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве. Использованная литература: 1. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1 – 4 классы. – М: Просвещение, 2009. 2. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 кл.- М.: Просвещение, 2009 3. Т.А. Ладыженская. Русский язык. – М.: Просвещение, 2011 4. О.В.Беляева. Поурочные разработки по русскому языку в 5 классе. – М.: ВАКО, 2007 5. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2005 6. Миллер О.М. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу /О.М.Миллер, Т.Л.Ядрышникова. – Красноярск, 1991. 7. Львов М.Р. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку /под ред. В.В.Бабайцевой, Г.К.Лидман-Орловой. – М., 1979. 8. Начальная школа. – 1999. - № 2
 
Тема : «Адаптация учащихся 5-ых классов к условиям обучения в среднем звене школы» Цель: учёт индивидуальных особенностей и личных качеств учащихся в адаптации к условиям обучения русскому языку и литературе в среднем звене, сформированность ЗУН Преподавание русского языка в 5»в класса ведётся по учебнику Ладыженской , что позволяет осуществить коммуникативный подход к изучению русского языка, т.е. направленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Большинство учащихся показали глубину и осознанность знаний при работе над лингвистическим анализом текста. Особенно хочется отметить учащихся, которые обладают высокой мотивацией к овладению новым материалом, всегда работают, им интересно всё. Сережкин Вова, Прошкова Лена, Севрюков Никита, Бойко Никита. Особое внимание нужно уделить Кожимбердыевым Никите и Мише, Левченко Кристине, Каспаровой Ире . В силу личностных особенностей , низкого уровня обученности в начальной школе, с увеличением объёма нового материала появились серьёзные трудности в обучении. Общий настой класса , его «эмоциональный портрет» позитивный. Вместе с тем нужно отметить определённую неорганизованность, высокий уровень шума и нежелание сразу включиться в учебный процесс в начале урока. Ребята подвижные ,требующие постоянного внимания со стороны педагога. В таких случаях полезно переключать деятельность учащихся, включая разные игровые моменты, используя физкультминутки. Недостаточно сформирован уровень учебной дисциплинированности. В тетрадях прослеживается соблюдение единого орфографического режима. Не выполняют работу над ошибками. Результаты срезового диктанта показали высокую успеваемость-68%, качество знаний-39 % , средний балл -3,1,УРВ-63 Ошибки, допущенные учащимися: - безударные гласные в корне слова; - правописание разделительных Ъи Ь знаков; - правописание сочетаний ЧК, ЧН; - ться и тся в глаголах. В 5»б» классе обучение русскому языку ведётся по учебнику Ладыженской Т.А. Отмечается большое количество детей, у которых хорошо развита познавательная активность Кошеренкова Аня, Крутилова Ксения,Реброва Маша, они хорошо работают при устном опросе,мотивация к сознательному учению сформирована. Низкий уровень усвоения учебного материала у Чибисова Влада, Пронина Савелия, Мушарапова Руслана, Куксенко Лены. Не всегда выполняют работу над ошибками. В тетрадях по русскому языку учителем проводится работа по выполнению единого графического режима. Все тетради одинаково обёрнуты, правильно подписаны. Работы проверяются учителем в соответствии с требованиями. Результаты контрольного срезового диктанта: процент успеваемости – 79%, качество знаний-63% , средний балл—3,5, УРВ-70. Обучающиеся допустили ошибки на следующие орфограммы: - правописание безударных гласных в корне слова; - непроверяемые безударные гласные в корне слова; - правописание окончаний существительных; - знаки препинания в сложном предложении. -запятая при однородных членах В 5»б» классе Учитель проводит работу по формированию общеучебных умений и навыков, выделения главного, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы. Учитель создаёт атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Части урока логически связаны друг с другом, на уроках используется частично-поисковый метод обучения. Работа в тетрадях продуктивна, почерк в основном поставлен. Грязно пишет , но работает устно хорошо. Внимание учащихся в начале урока на высоком уровне, затем начинают шуметь и отвлекаться, необходимо переключаться на другие виды деятельности. Нужно отметить высокую заинтересованность при изучении нового материала следующих учащихся. Наряду с этим нужно обратить внимание на учащихся ,которые пассивны на уроках, часто просто отсиживаются, у них низкая познавательная активность. Хотя эти учащихся неплохо работают в тетрадях, обладая навыками списывания, схематично распознавая орфограммы. Учителю необходимо рационально использовать время урока , активнее вовлекать в работу обучающихся, слабо успевающих по предмету. При проведении уроков литературы в 5»в», 5»б» классах были выявлены следующие виды деятельности учащихся : УМЕНИЯ Воспринимать текст литературного произведения Выразительно читать наизусть отрывки из стихотворения Давать характеристику главному герою Сопоставлять сюжеты, персонажей литературного произведения Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение Формулировать вопросы по тексту произведения Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное Содержание Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать материал о биографии и творчестве писателей Выводы: Адаптация к условиям обучения в среднем звене школы в процессе обучения русскому языку и литературе проходит в пределах нормы. Общий настрой классов позитивный. РЕКОМЕНДАЦИИ: По договорённости практиковать взаимопосещение уроков 4-5 классов. Будущие учителя – предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика, а учитель начальных классов познакомится с методикой проведения уроков учителем среднего звена. Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели несколько уроков русского языка и литературы в классе, где им предстоит работать -нет лучшего способа познакомиться с учениками. Хорошо будет, если класс конкретного учителя начальных классов будет » наследовать « конкретный учитель средней школы Полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе желательно составлять вместе с учителем5 класса Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной«группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке Провести совместное заседание методических объединений учителей русского языка и начальных классов по теме : «О соблюдении единых требований орфографического режима». Учителям, работающим в 4- 5 - ых классах усилить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии. Учителям 4-5 классов активно использовать разноуровневую дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников, разнообразить формы и методы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, регулярно проводить физкультминутки Активно использовать в своей работе ИКТ и метод проектов, побуждая учащихся к активной творческой деятельности.
Категория: Мои статьи | Добавил: svetlana (15.11.2012)
Просмотров: 8896 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Какой вид урока для вас наиболее полезен?
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0